- ПОЛУПОГРУЖНАЯ ПЛАВУЧАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА (ППБУ)
- Плавучая буровая установка, находящаяся во время бурения на плаву. Представляет собой конструкцию из водоизмещающих понтонов различной конфигурации, находящихся ниже поверхности воды, и надводного корпуса с производственными и жилыми помещениями, укрепленного на стабилизирующих колоннах, обеспечивающих устойчивость установки. Наиболее распространены ППБУ с 3, 5, 6 или 8 стабилизирующими колоннами, обычно цилиндрической формы (диаметр 10-12 м). Высота колонн должна обеспечивать в рабочем положении заглубление понтонов ниже поверхности взволнованного моря и достаточное возвышение надводного корпуса над водой, исключающее удары волн об него. При четном числе колонн ППБУ, как правило, имеют два параллельных понтона, при нечетном - под каждой колонной расположено по понтону. Для обеспечения общей прочности ППБУ понтоны, колонны и надводный корпус соединены системой горизонтальных и наклонных трубчатых раскосов. Конструкция подводной части ППБУ должна обеспечивать минимальные нагрузки от волнения и течения, а конструкция надводного корпуса - минимальные ветровые нагрузки. Буровая вышка обычно расположена в центре ППБУ, реже смещена в сторону. ППБУ удерживается над точкой бурения системой позиционирования (см. Позиционирование буровой платформы). Для возможности выполнения буровых работ в условиях волнения качка установки должна быть минимальной. В системах подвески бурильной колонны применяют специальные компенсаторы вертикальных перемещений, позволяющие проводить бурение при волнении до 6-8 м. В условиях шторма, когда бурение невозможно из-за усиления качки ППБУ, из понтона удаляют часть балласта, чтобы установка могла всплыть, и предохраняют этим надводный корпус от ударов волн. При перегоне ППБУ весь балласт из понтонов удаляют, и осадка ППБУ становится минимальной. Многие ППБУ имеют движители для улучшения маневровых качеств при перегоне. Бурение с ППБУ обычно ведут в районах, свободных ото льда, с подводным расположением устья скважины, на глубинах, как правило, до 200 м, хотя существуют установки для глубин 450 м и более.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.